+7 (495) 799-78-18
(пусто)

«Сормово». Общество железоделательных, сталелитейных и механических заводов. Акция в 100 рублей, 1904 год.

25000 руб.
Нет в наличии
Завод  был основан еще в 1849 году, там делали знаменитые волжские пароходы, но к концу века предприятие захирело  и  было перекуплено новыми инвесторами, учредившими в 1894 году акционерную компанию – Общество железоделательных, сталелитейных и механических заводов \"Сормово\". Компании нужны были новые управляющие, способные вывести ее в число ведущих фирм металлообрабатывающей промышленности России. Выбор пал на Мещерского – и он полностью оправдал надежды хозяев  и  довольно быстро стал директором всего предприятия. Под руководством Алексея Павловича Сормовский  завод  был кардинально модернизирован. Построили новые цеха: железопеределочный, котельный, прокатный, – новые мартеновские печи. А в начале ХХ века в связи со строительством Великой Сибирской магистрали в  Сормово  стали делать паровозы, вагоны, паровые машины, мостовые сооружения  и  металлоконструкции, листовое  и  сортовое железо  и  прокат. В общей сложности на заводах  работали около 12 тыс. человек. В \"Сормове\" Мещерский переменил весь стиль работы по западному образцу: ввел строгую дисциплину  и  всячески культивировал корпоративный дух, внушая  и  рабочим,  и  инженерам, что работа в компании – это главное дело их жизни. Сам Алексей Павлович появлялся на  заводе  не позже половины девятого утра, в сопровождении инженера  и  старшего мастера обходил цеха. А если возникали проблемы, старался решить их тут же, на месте. Кроме того, Мещерский всегда строго следил за тем, чтобы зарплата рабочим выдавалась вовремя  и  аккуратно (что до него не было заведено). За первые годы директорства Алексей Петрович не только сумел поставить Сормовский  завод  в ряды первых в стране, улучшить работу  и  жизнь рабочих, но  и  построил Народный дом на 1000 человек (в советское время подобные учреждения стали называть Домами культуры)  и  большой православный храм. Нельзя сказать, чтобы заводские рабочие его любили, но уважением он безусловно пользовался. Напомним, что именно Сормовский  завод  описан в романе Горького \"Мать\". В тяжелые недели революции 1905 года, когда  завод  буквально бурлил, Мещерский не только не побоялся выйти к многотысячной толпе рабочих, но  и  сумел перевести конфликт в мирное, переговорное русло. Позднее, в том же 1905 году, Алексей Павлович получил предложение от семьи Струве, хозяев Коломенского машиностроительного  завода , стать директором-распорядителем их предприятия  и  покинул  Сормово . Мещерский переехал с семьей в Петербург, где находилось правление фирмы. Там он проработал вплоть до революции 1917 года. Компания машиностроительного  завода , основанного в 1863 году обрусевшим немцем инженером-полковником Амандом Егоровичем Струве недалеко от Коломны, первоначально занималась производством металлических мостов, затем перешла к изготовлению паровозов  и  железнодорожных вагонов, прославившихся по всей России  и  за ее пределами. Всего  заводом  было выпущено около 5 тыс. паровозов  и  40 тыс. вагонов. Заметим, что паровозы Коломенского  завода  были удостоены высших наград на международных промышленных выставках в Милане (1906)  и  Бордо (1907), а также больших премий на выставках в Буэнос-Айресе (1910)  и  Турине (1911). С 1902 года Коломенский  завод  вторым в России после  завода  \"Людвиг Нобель\" в Петербурге стал выпускать двигатели-дизели для речных судов. Кстати, к колесному буксиру \"Коломенский дизель\" впервые в мире был применен термин \"теплоход\" (1907). На  заводе  выпускались также локомобили, торфяные прессы, сельскохозяйственные машины  и  многое другое. Перед мировой войной Коломенский  завод  получил почетный заказ на постройку Дворцового моста в Петербурге, который  и  ныне украшает \"град Петров\". Открытие моста в связи с начавшейся войной состоялось только в 1915 году. Эти достижения прямо связаны с именем Алексея Мещерского, сумевшего еще более расширить громадное предприятие. Он стал не только техническим директором, но  и  членом правления компании, по сути, формируя стратегию фирмы. Главной же его заслугой было объединение двух заводских фирм – \"Коломны\"  и  \" Сормово \". В 1912 году при поддержке Петербургского международного банка Мещерский создал первый в России трест \"Коломна-Сормово\", ядро которого составили предприятия двух  заводов . Директором-распорядителем треста стал сам инициатор объединения.Обе фирмы совместно закупали сырье, исполняли заказы, хотя юридически оставались самостоятельными. Кроме того, Мещерский был главой входивших в объединение Белорецких  железоделательных   заводов  на Урале (с 1916 года)  и  московского  завода   общества  \"Шестерня Цитроэн\", построенного в России французской фирмой \"Ситроен\". Он также входил в наблюдательный совет Петербургского международного банка, куда его как партнера по \"Коломне-Сормово\" пригласил глава банка Александр Вышнеградский, сын министра финансов при Александре III Ивана Вышнеградского. Во многом благодаря Мещерскому в России появилось первое объединение крупных предприятий, основанное на принципе производственной кооперации. Алексей Павлович с полным основанием полагал, что, заручившись поддержкой банков  и  объединив в большой единый трест взаимоснабжающие друг друга  заводы , он сумеет вывести русское машиностроение на европейский рынок. Основу металлургической базы треста составлял Кулебакский  завод  в Нижегородской губернии, шестерни поставлял  завод  \"Шестерня Цитроэн\". В 1916 году для улучшения снабжения сырьем Коломенская  и  Сормовская компании приобрели контрольный пакет акций  Общества  Белорецких  железоделательных   заводов , которое купило богатый железной рудой участок земли при горе Магнитной  и  планировало строительство металлургического  завода . В 1916–1917 годах акционеры Коломенской  и  Сормовской компаний приобрели также контрольные пакеты акций Русского  общества  артиллерийских снарядов в Царицыне  и  Товарищества  железоделательного  Ташинского завода в Нижегородской губернии. Заметим, что к 1917 году на предприятиях треста \"Коломна-Сормово\" работали около 60 тыс. человек. Такой конгломерат мог создать только человек исключительных организаторских способностей, каким и был Алексей Мещерский. О его авторитете в деловых кругах свидетельствует такой случай: в 1912 году Сормовским заводом были спущены на воду 12 теплоходов, и один из них получил название \"Алексей Павлович Мещерский\", в кают-компании висел большой портрет директора завода. Со временем Мещерский стал чрезвычайно богатым человеком как директор и акционер своих компаний. В 1912 году он построил собственный доходный дом в Петербурге на Кирочной улице близ Литейного проспекта и сам с семьей жил здесь в квартире, которая занимала полтора этажа. Дом был выстроен в стиле модерн с применением неоклассических деталей и роскошно отделан. Интерьеры отличались высокой художественной отделкой и были выполнены по последнему слову комфорта – просторные холлы, ванные, лифт. При этом сам Мещерский вел достаточно скромный образ жизни для человека его положения. Одевался очень просто и строго, хотя заказывал платье у лучших портных Петербурга (сначала у чеха Калины, а потом у француза Энри), чрезвычайно близорукий, он постоянно носил демократичное пенсне, которое уже в эмиграции сменил на очки в роговой оправе. В еде Алексей Павлович был неприхотлив, хотя и имел, что называется, свои предпочтения: так, зеленый салат, который ежедневно подавался за завтраком, он всегда сам заправлял за столом оливковым маслом и французским винным уксусом. За завтраком пил минеральную воду Evian и стаканчик французского вина Chаteau Laffite, с особым уважением всегда относился к хлебу на столе и по возможности \"преломлял\" его рукой, а не резал ножом – считал, что это предмет священный и ножом его трогать нельзя. О его силе воли свидетельствует такой факт: страстный курильщик в молодости, Мещерский разом бросил курить в 32 года и с тех пор ни разу не притронулся к табаку. Отнюдь не все в тогдашней России понимали смысл того, что он делал, многие объясняли его активность исключительно жаждой личной наживы. Вообще отношение к крупным бизнесменам, олигархам, по нашей сегодняшней терминологии, в интеллигентской России было всегда настороженным, а то и враждебным. Даже в собственной семье Мещерского не понимали. Жена считала ужасным, что ее муж стал банкиром, а Александра Ивановича Вышнеградского, одного из талантливейших финансистов России, буквально ненавидела и называла не иначе, как \"этот делец\". Подобные настроения царили во всем обществе и в конечном итоге послужили почвой для победы \"антибуржуйской\" революции, которая была уже не за горами. После февраля 1917 года в обстановке разброда и шатаний Мещерскому пришлось взять на себя роль одного из политических лидеров российских предпринимателей. В апреле по его инициативе было основано Добровольное общество экономического возрождения России, главная цель которого – подготовка к выборам в Учредительное собрание. Октябрь 1917 года Мещерского не испугал. Он считал возможным сотрудничество предпринимательских организаций с советской властью, но отвергал введение рабочего контроля на предприятиях. В конце 1917 – начале 1918 года он вел переговоры с правительством Ленина, в ту пору желавшего создать государcтвенно-капиталистический трест на базе объединения \"Коломна-Сормово\" с участием старых \"спецов\". Предполагалось устроить смешанные общества с участием собственников предприятий, с одной стороны, и представителей советской власти – с другой. Мещерский надеялся, что советская власть долго не продержится, и считал необходимым сделать все, чтобы на какое-то время сохранить status quo. Он ждал появления нового, не большевистского правительства. Однако в июне 1918 года Ленин решился на национализацию промышленности и услуги Мещерского стали не нужны. Осенью 1918 года он был арестован ВЧК, несколько недель провел в Бутырской тюрьме, откуда ему удалось освободиться, подкупив чекистов. Затем были нелегальный переход русско-финской границы и эмиграция во Францию. Там гению российского капитализма удалось устроиться на должность ingеnieur-conseil (инженера-консультанта) и хотя с трудом, но сводить концы с концами. Скончался Алексей Павлович в ноябре 1938 года, \"сгорев\" за три дня. По воспоминаниям дочери, он не пережил \"мюнхенских событий\". Понимая, что новая мировая война неизбежна, Алексей Павлович постоянно повторял: \"Неужели еще раз пережить полный крах всего, нет, на это уж нет больше сил!\" Похоронили его на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. Выдающийся организатор производства, Мещерский проделал огромный путь от небогатого дворянина, выросшего в смоленской глуши, до лидера почти всей тяжелой промышленности России. Если бы не революция, он мог бы оставить далеко за собой Форда, с которым его сравнивали.