+7 (495) 799-78-18
(пусто)

Николаевских Заводов и Верфей АО. Временное свидетельство на акцию в 187,5 рублей, 1913 год.

8000 руб.

Николаевских Заводов и Верфей Акционерное Общество Судостроительная компания, основана в результате постройки в 1895—98 в Николаеве Херсонской губ. верфи с мас­терскими. На предприятии могли одно­временно строиться четыре крупных ко­рабля броненосного типа или восемь средних крейсеров, а специальные мас­терские были в состоянии полностью оборудовать их. Завод имел также во­семь специальных цехов, где произво­дились артиллерийские башни, снаря­ды, паровозы, вагоны, железнодорож­ные мосты. Являлся единственным крупным заводом военного судострое­ния на Черном море, поскольку к кон. XIX в. частное судостроение на юге России почти отсутствовало (за исклю­чением небольших заводов «Вадона» в Херсоне и «Беллино-Фендерих» в Одес­се). До 1902 завод работал в убыток, что было связано с экономическим кри­зисом в стране. В 1902 в связи с полу­ченным от казны заказом на строитель­ство пяти миноносцев (водоизмещением 400 тонн) и четырех эсминцев (600 тонн) количество рабочих было увеличено с 1930 до 2710 человек; прибыль за 1903— 04 составила 800 тыс. руб. (чистая —400 тыс. руб.). В 1905—06 чистая при­быль сократилась до 250 тыс. руб. Вла­делец предприятия — бельгийское ано­нимное общество («Наваль») — попы­талось поправить дела путем покупки находившегося по соседству Черномор­ского механического общества (принад­лежало французским предпринимате­лям; насчитывало 2000 рабочих, стро­ило паровозы и вагоны, производило снаряды), однако эта мера не улучшила положения. В 1910 кредиторы подали прошение в Петербургский биржевой комитет об установлении по делам об­щества администрации сроком на четы­ре года. В 1911 в Париже было учреждено новое, французское анонимное общество Ни­колаевских заводов и верфей, в которое с русской стороны вошли Русско-Ази­атский и Петербургский частный ком­мерческий банки. В 1912 в результате острой конкурентной борьбы предпри­ятие перешло под контроль Петербург­ского международного банка, а само об­щество было преобразовано из фран­цузского в русское, с основным ка­питалом 7 млн. руб. (24 тыс. акций по 187 руб. 50 коп. и 25 тыс. акций по 100 руб.). С этого времени общество дейст­вовало совместно со своим бывшим конкурентом — Русским судострои­тельным акционерным обществом (кон­тролировалось Петербургским между­народным банком), что позволило уве­личить производственно-технический уровень работы обеих фирм. Правле­ние: Г. А. Блох (состоял членом совета Петербургского международного бан­ка, входил также в руководство тринад­цати компаний), Я. С. Авдаков, К. П. Боклевский, Л. Э. Гибер (член совета Русско-Азиатского банка, состоял в ру­ководстве четырех компаний), И. Ф. Бострем, Б. Н. Троицкий-Сенютович, А. А. Вельский, Д. Ф. Крукстон, Э. Франки, И. И. Яблонский.