Московско-Киево-Воронежскойжелезной дороги общество Московско-Киево-Воронежская железная дорога — частная железная дорога,построенная в 1893–1912. Проходила по территориям Московской, Калужской,Орловской, Курской, Воронежской, Черниговской, Полтавской, Харьковской,Киевской губерний. Связывала Центр России, Донецкий угольный бассейн сюго-западными районами страны. Играла существенную роль в экспорте хлеба черезОдессу. Основные линии: Навля — Конотоп и Терещенская — Пироговка (движениеоткрыто в 1893); Киев — Воронеж (1890–94), Ичня — Золотоноша (1897), Москва —Брянск — Львов (1899), Киев — Дарница — Полтава (1901); Круты — Ичня, Бахмач —Одесса (1912). Протяжённость (1913) — 2529 вёрст (в т. ч. 438 — двухколейныйпуть). В подвижном составе 630 паровозов, 17 358 товарных и 547 пассажирскихвагонов. На дороге были построены станции, депо, вокзалы, в т.ч. Брянский вокзал в Москве (ныне Киевский), возведённый в 1913–17 (архитекторИ. И. Рерберг при участии В. К. Олтаржевского; автор проекта перекрытиядебаркадера В. Г. Шухов). Обслуживание и ремонт подвижного составаосуществлялись в железнодорожных мастерских (в Конотопе, Москве, Брянске,Курске, Киеве, Воронеже). Построены также элеваторы, склады, пакгаузы (настанциях Льгов, Воронеж, Бахмач). На дороге работали 9 техническихучилищ, библиотеки, больницы. Чистый доход дороги — в пределах 10% отосновного капитала (224 млн. в 1913).В1914–17 построены линии Новобелицы — Чернигов, Чернигов — Дарница, Новобелицы —Прилуки, которые сыграли важную роль в ходе 1-й мировой войны; проложены вторыепути на линиях Москва — Малоярославец — Брянск — Навля. Дорога принадлежала акционерному Обществу Московско-Киево-Воронежской железной дороги (устав утверждён в 1866); до 1891 называлосьОбществом Курско-Киевской железной дороги; правление в Москве; управлениедороги в Курске. Вянваре 1918 дорога национализирована, передана НКПС.