Олонецкая железная дорогаДо начала 1916 года Петрозаводск, как административный центр Карелии, оставалась едва ли не последним в стране губернским городом, не соединенным с железнодорожной сетью. Более половины поселений соединялись пешеходными тропами и зимниками, а с закрытием навигации край на долгие месяцы оставался отрезанным от основной части России. Правительство России осознавало, что в стратегическом отношении нельзя оставлять обширную территорию на подступах к северной столице без надежных транспортных связей. Предложение от группы частных предпринимателей о постройке дороги и создании для этого акционерного общества в Министерство путей сообщения поступило в 1910 г. В апреле 1912 г. для постройки дороги было организовано акционерное общество с участие французского капитала: основные акционерами стали - Азовско-Донской коммерческий банк и группа французских банков. Устав общества был утвержден лично Николаем II. Общая стоимость постройки Олонецкой железной дороги оценивалась в 13 млн. рублей.Строительство Олонецкой железной дороги началось в 1914 г. Акционерным обществом основные объемы работ были выполнены в запланированные сроки, а начавшаяся война подстегнула усилия государства. 1 января 1915 г. Высочайшим Указом было утверждено положение о сооружении за казенный счет железной дороги Петрозаводск - Сороцкая бухта. На строительство линии от Петрозаводска на север и второй колеи Званка - Петрозаводск выделялось более 20,5 млн. рублей. Тем самым было положено начало строительству Мурманской (ныне Октябрьской) железной дороги . В 1915 г. встал вопрос о месте сооружения вокзала ст. Петрозаводск. Акционерное общество настаивало на строительстве в районе Голиковки, т. к. не имело средств на сооружение мостов через Лососинку и Неглинку. Городская Дума на экстренном заседании вынесла решение о ходатайстве перед Министерством путей сообщения о выделении средств из казны на строительство вокзала и мостов. Ходатайство было удовлетворено, и акционерное общество к началу 1916 г. полностью выполнило все работы по сооружению и обустройству пути. Строительство Олонецкой железной дороги закончилось по тем временам в рекордно-короткие сроки, в июле 1916-го. 22 января на ст. Петрозаводск со ст. Званка прибыл первый поезд, на следующий день отправившийся в обратный путь. Олонецкая железная дорога была продана в государственную казну в 1917 г. за 40 млн. рублей и объединена с линией Петрозаводск - Кемь - Мурманск. Объединенная дорога была названа Мурманской.