(Динабурго-Витебская) — составляет одно из звеньев длинной линии Рига-Царицын и Рига-Саратов. Построена после Риго-Динабургской жел. дор. как естественное ее продолжение. Учредителями дороги явились как рижские капиталисты, так и лондонские. Это — единственная из наших дорог, которая имеет правление за границей, именно в Лондоне. Д.-Витебская ж. д. — одна из тех, на которых транзитные грузы всего более преобладают над местными (средний пробег груз. мал. скор. 218 при длине ж. д. в 244 версты). Это зависит от того, что она недлинна и проходит по местности неплодородной и непромышленной. Грузы по направлению от Витебска к Двинску решительно преобладают, составляя без малого 90% всех грузов малой скорости. Главные из них — хлеб в зерне и муке, лен, пенька, льняное и конопляное семя, лес, нефть и рыба. Часть хлеба остается на станциях дороги, так как Витебская губ. нуждается в привозе хлеба, особенно ржи. Сама она дает некоторый избыток овса и в особенности льна и леса. Зап. Двина, идущая параллельно дороге, могла бы составить ей значительную конкуренцию, если бы судоходство на ней было в несколько лучшем положении. Судоходство тормозится особенно тем, что на участке между Двинском и Ригой находятся пороги, а на малое расстояние отправлять грузы неудобно. Обратные грузы от Д. в Витебск, очень слабые с самой постройки дороги, еще уменьшились после уничтожения соляного налога; так как на иностранную соль была сохранена таможенная пошлина, то русская соль стала все более и более вытеснять ее из зап. губ. В таком же смысле отразилось увеличение пошлины с привозимых железа, чугуна и стали и изделий из них.