(пусто)

Путиловских заводов общество. Акция в 1000 рублей, 3-ий выпуск, 1910 год.

47000 руб.
Нет в наличии

Общество Путиловских Заводов 1. НИКОЛАЙ ПУТИЛОВ. ИСКАНИЯ И СВЕРШЕНИЯ Н. Путилов родился предположительно в 1816 г. и происходил из старинного рода новгородских дворян. С 1830 г. он воспитывался в морской роте Александровского кадетского корпуса, а через два года был переведен в морской корпус, который окончил в звании мичмана 23 декабря 1837 г. Все традиционно, в русле поступков российского дворянства. И что могло выделить Николая из его сверстников – может, его энергичность и неуемная тяга к знаниям? Он продолжил обучение в офицерских классах морского кадетского корпуса (впоследствии Николаевская морская академия), завершив курс которого был произведен в лейтенанты и назначен преподавателем астрономии и навигации при морском корпусе в гардемаринских классах. Кроме того, он читал еще лекции по математике на подготовительных курсах.Молодого мичмана всегда интересовали точные науки, и в 1840 г. Н. Путилов опубликовал в журнале «Маяк» статью, где обосновывал, что известный французский математик Коши допустил ошибку в работе над интегральными уравнениями. Работа его заинтересовала академика М.В. Остроградского, который считался светилом в общей баллистике. Он пригласил Николая к себе в ассистенты, и результаты их совместных разработок увидели свет в «Записках Императорской Академии наук».Н.И. Путилов был трудоголиком, как сказали бы в наше время, и два года интенсивной преподавательской и научной работы сильно ухудшили его здоровье. Врачи посоветовали ему переехать в регион с более теплым климатом. Обычно с медиками спорить не принято, и наш герой последовал их рекомендациям. Он поступил в южный округ корпуса инженеров военных поселений, где начал изучать строительное дело. 2. ОТ ТЕОРИИ – К ПРАКТИКЕ В 1848 г. Николай Иванович Путилов возвратился в Санкт-Петербург, где занял должность чиновника по особым поручениям при директоре кораблестроительного департамента. Это позволило ему ознакомиться с практикой судостроения.В 1854 г. во время Крымской войны соединенный фронт Англии и Франции блокировал Кронштадт и Путилов по высочайшему повелению Великого князя Константина Николаевича был назначен уполномоченным по сооружению в северной столице канонерской флотилии и корветов.С января по май под его руководством построено 32 канонерские лодки по 100 паровых сил каждая с тремя орудиями, а затем еще 35 таких же лодок и 14 корветов по 250 паровых сил. Для ремонта судов Путилов построил в Кронштадте 3 плавучих дока и ремонтные мастерские на пороховом заводе. Кроме того, он оказал помощь адмиралу графу Е.В. Путятину и адмиралу А.А. Попову в сооружении плавучих батарей.Казалось, что его энергичности хватало на все, и, вероятно, поэтому Путилова назначили в 1855 г. старшим чиновником особых поручений Кораблестроительного департамента, а через два года он удостоился звания коллежского советника. Но в любой должности Николай Иванович никогда не забывал о главном – оборонной самодостаточности России, и все его начинания в конечном счете подчинялись этой главной задаче.Путилов был инициатором производства железа из болотных руд и с этой целью построил в районе Сайминской водной системы три завода. Они выплавляли ежедневно до 200 тыс. пудов железа и стали, и комиссия экспертов из адмиралтейства после многих испытаний признала путиловские котельные листы выше качеством, чем у прославленного английского завода Лоу-Мура, поставлявшего эти самые листы для нужд российского флота. А в 1864 году в содружестве с инженером Обуховым поднялся сталепушечный завод «Обуховский». Таким образом русское правительство избавилось от зависимости Круппа.В 1863 г. в Европе появились чугунные закаленные снаряды Грюзона, но Путилов по собственной технологии начал производить снаряды из быстроохлажденного чугуна сначала на Самсоньевском, а позже на Невском заводе. Как видите, будучи патриотом, Николай Иванович всегда хотел, чтобы его Россия не тащилась в арьергарде индустриального прогресса, посвятив этой цели всю свою, казалось, неисчерпаемую энергию. Именно это и позволяло ему быть на плаву и оперативно реагировать на требования времени. 3. ИНЖЕНЕР И ПРОМЫШЛЕННИК В конце 1867 г. Николаевская железная дорога осталась без рельсов, поскольку бельгийские и английские износились раньше срока. Зимой навигация закрыта, и доставить новые рельсы из-за границы не представлялось возможным. Дорога вот-вот находилась под угрозой остановки, положение было критическим.К тому времени Н.И. Путилов обзавелся маленьким заводом «Аркадия», где уже занимался опытами по производству нового типа рельс. Опыты оказались удачными, и вскоре «путиловские рельсы» были внедрены повсеместно и долго служили на российских железных дорогах.Будучи талантливым инженером, он приобрел репутацию делового человека и прекрасного организатора производства, что вскоре позволило Николаю Ивановичу «выручить державу» в трудный момент. В короткий срок он сумел наладить производство небольших, но боеспособных военных кораблей, за что ему был вручен серебряный лавровый венок, и о его заслугах перед Отечеством помнили все.В январе 1868 г. правительство передало Путилову бывший Огаревский завод и заключило контракт на изготовление сначала железных, а затем и комбинированных рельсов по его собственной технологии (комбинация железа и стали). Завод начал «катать» рельсы через 18 дней, что казалось фантастическим для России, где рельсопрокатное производство было в новинку, а еще следовало учесть, что до этого завод, полученный от казны, не блистал достижениями. Кстати, общий заказ от казны составлял 2 млн. 800 тысяч пудов рельсов по цене 1 руб. 80 коп. за пуд. А завод, пущенный Путиловым за 18 дней, впоследствии стал называться Путиловским, и по праву – хозяин проводил на нем дни и ночи. Он не скупился на затраты, приглашая к себе знающих и лучших специалистов. Всех мастеров он знал по имени и отчеству, с каждым здоровался за руку. Путилов всегда одевался в простой сюртук, чтобы при желании самому заглянуть в любую щель.Говорили, что хозяин – человек неутомимый, дотошный, строгий и требовательный. Но Путилова рабочие уважали – он мог простить запойный прогул хорошего работника, даже одеть его, если тот пропился до нитки, но безжалостно расставался с теми, кто по халатности испортил инструмент или деталь.А завод тем временем расширялся. 13 июня 1870 г. торжественно отметили выпуск четвертого миллиона пудов рельсов – это у Путилова было традицией. Как раз в те дни в Санкт-Петербурге проходили Всероссийская промышленная выставка и первый общенациональный съезд промышленников. Путиловский павильон был признан одним из лучших. Но на чествовании Николая Ивановича он посвятил выступление своим рабочим и вообще русскому мастеровому человеку, что еще раз поднимало престиж рабочих и укрепило его отношения с трудящимися. Хозяин никогда не отказывал им в разумной просьбе помочь деньгами, если, скажем, пала лошадь в деревне, околела корова или сгорел деревенский дом у родичей – не стоит забывать, что практически все мастеровые были родом из деревень. И, конечно же, он пользовался у них огромным уважением. 4. ЧЕЛОВЕК, УМЕВШИЙ ДЕЛАТЬ ДОБРО В те времена была артельная форма работы, и заработок выдавался на весь коллектив. По какому принципу он делился, неведомо, но труженики не жаловались. Хозяин же старался составлять артели из родственников или же односельчан, близких друг к другу, считая, что в такой «семье» люди сами разберутся и зря не обидят. Однако он понимал, что для производства сложных машин кроме сметки еще нужны технические знания и подготовка. С этой целью при заводе открылись школа и вечерние классы для взрослых, где преподавали черчение, геометрию, технологию. Курировала школу супруга хозяина Екатерина Ивановна, которая заботилась также о пополнении школьной библиотеки.К слову, подобная вечерняя школа была практически единственной в отрасли, но не только образованием своих мастеровых занимался Н.И. Путилов. Для рабочих он строил общежития, больницы, изыскивал возможности для упорядочения их продовольствия, не забывая об умственном и нравственном развитии.При заводе было организовано общество потребителей, которое со временем разрослось. Появились 4 магазина, столовая, дровяной склад и квасоварня. В одном из отчетов сообщалось, что «общество производит торговлю всеми жизненными припасами, готовым платьем, швейными машинами, обувью и т.п., а также выписывает для своих покупателей газеты, журналы и… велосипеды». Можно говорить, что забота о своих рабочих никогда не была у Николая Ивановича на последнем месте, но главным для него всегда был завод. 5. ПРОИЗВОДСТВО НЕ МОГЛО ОСТАНОВИТЬСЯ Расширение производственных мощностей, наращивание выпуска продукции и ее ассортимента были для Путилова основной целью его деятельности, а иначе и быть не могло. Ради этого он и жил, войдя в российскую историю.В 1869 г. он получил казенный заказ на переделку 10 тыс. ружей и, как всегда, оказался на высоте. В 1870 г. в прокатной появился бессемеровский конвертор для литой стали и артиллерийских снарядов, изготовленных по собственной технологии. На испытаниях они превзошли по качеству снаряды Круппа. Выпускались на Путиловском и другие изделия, а также началась подготовка к производству собственных паровозов. Мастерская была пущена в эксплуатацию через 4 года, а в 1877 г. на заводе были 6 мартеновских печей, рельсопрокатный стан, две печи Перно с вращающимся пазом, обжимный прокатный стан, заменивший паровые молоты. Выстроили железнодорожную ветку, которая соединила предприятие с главными магистралями России. К тому времени завод считался одним из старейших и фактически крупнейшим металлургическим предприятием страны, но Николай Иванович не умел почивать на лаврах.По его инициативе в 1873 г. на заводе образовалось акционерное общество, и поскольку город всегда находился под угрозой наводнения, Путилов много сил отдавал подъему уровня большей части заводской площади, делая искусственные насыпи для устранения затопления.Однако главной мечтой этого неуемного человека было создание коммерческого порта в Санкт-Петербурге. С 1869 г. Н.И. Путилов боролся за реализацию своей идеи. Подходящее место для порта он нашел у Екатерингофа на взморье. Но правительство не торопилось давать гарантии, а владельцы невских пристаней почуяли угрозу в лице серьезного конкурента и развернули ожесточенную травлю в печати. Вскоре в Европе разразился промышленный кризис, и Путилов ради сохранения производства обратился даже к иностранным банкирам ради получения кредита. Но последовал отказ, а кризис уже шествовал по России. Денег не было даже на выдачу зарплаты рабочим. Николай Иванович обратился к рабочим и сказал: «Или вы сейчас работаете в долг, или полный крах». Но долго так продолжаться не могло, и хозяин решился на крайнюю меру. В кассе завода находилась резервная сумма, предназначенная для оплаты строительных материалов, и по распоряжению Путилова ее раздали как зарплату.Заводчик сделал главное – он сохранил предприятие с подготовленными кадрами и шаг за шагом продвигался к созданию в Санкт-Петербурге коммерческого порта. Однако работа на износ подорвала его силы, и 18 апреля 1880 г. Н. И. Путилова не стало. По его желанию он был похоронен на взморье, и проводить хозяина в последний путь вышли тысячи заводских рабочих, которые несли гроб на руках.Позже останки Н.И. Путилова перезахоронили, но памятник выдающемуся предпринимателю и промышленнику, русскому офицеру, дворянину, талантливому математику и изобретателю стоит в Санкт-Петербурге по сей день. Это его завод и нынешний торговый порт. А еще сохранилась добрая память о нем у тех, кто общался с этим незаурядным человеком.  Алексей Путилов – продолжатель фамильного дела  1. Годы безвременья Еще при жизни Н.И. Путилова большая часть акций его детища перешла во владение Государственного банка, ставшего фактическим владельцем завода. Однако название предприятия никто не менял, хотя годы безвременья считаются трудным периодом для Путиловского. Были и взлеты, и падения, но завод не погиб.Это предприятие стало уникальным для российской истории. Именно там началась первая в стране революция 1905 года, именно рабочие-путиловцы пошли за своим вожаком – священником Гапоном. Исходом этого шествия стало печально известное Кровавое воскресенье – 9 января.После кончины Н.И. Путилова Госбанк продал завод синдикату Брянского и Варшавского сталелитейных заводов, желая держать производство под контролем и нейтрализовать конкуренцию. А предприятие, оправившись от летаргического шока, взяло курс на расширение производства. Ежемесячно при поддержке правительства выпускалось по 8 паровозов.В 1885 г. синдикат перепродал все акции правлению Путиловских заводов, а в 1897 г. быстроходный паровоз собственной конструкции, развивая скорость 100 км/час, самостоятельно прибыл в Париж на международную выставку. К тому времени удвоилось производство паровозов – излюбленного детища тогдашнего директора Н.И. Данилевского, бывшего прежде всего талантливым паровозостроителем, но подлинного взлета, как при Николае Ивановиче Путилове, уже не было, а все потому, что заводу оборонного значения требовался новый рачительный хозяин – производственник и стратег.Предприятие, бывшее промышленным гигантом России, испытало снова свой взлет при новом хозяине – Алексее Ивановиче Путилове. По странной случайности однофамилец и земляк Николая Ивановича, тоже из новгородских дворян и, возможно, очень дальний родственник прежнего хозяина сумел продолжить фамильное дело. 2. Финансист, ставший заводчиком Случайность или закономерность в том, что дело одного Путилова продолжил другой? Но, видимо, это судьба, предначертавшая подобную траекторию жизней… Хотя они не были похожи. Если Николай Иванович был ученым и инженером, умевшим работать своими руками не хуже мастерового, то его преемник был типичным кабинетным чиновником, не переступавшим порога цехов завода. Как сказали бы, финансовым воротилой, учеником и верным помощником С.Ю. Витте, о роли которого в российской экономике наслышаны очень многие.Родившись в 1866 году, Алексей Иванович окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета. За диссертацию по уголовному праву он был удостоен золотой медали и оставлен в alma mater для дальнейшего образования, но или материальные тяготы, или тяга к практической деятельности привели его на работу в тогдашний Минфин, где Алексей успешно продвигался по служебной лестнице.Он считал себя учеником С.Ю. Витте, как уже упоминалось, и всемогущий министр финансов очень им гордился, о чем писал в своих «Воспоминаниях». Однако после отставки кабинета правительства Витте Путилов вплотную начал заниматься коммерцией. Юридическое образование позволило ему стать главой отдела по финансированию новых предприятий в Русско-Азиатском банке, ставшем самым крупным частным банком России, который имел 150 отделений и представлял интересы французского капитала в нашей стране.Чутье финансиста безошибочно диктовало А.И. Путилову найти единственно верный путь. Говорили, что он не подвержен порокам: не играет в азартные игры, не увлекается спиртным и женщинами. Единственное его увлечение – работа, в которой он мечтал укрепить славу государства Российского.Конечно же, Алексей Иванович мечтал о «русском Круппе» и делал ставку в своих стремлениях на Путиловский завод. А предприятие к тому времени было самым крупным заводом России, уступавшим по размерам лишь Круппу в Германии и Армстронгу в Англии. Завод стоял на одном уровне со Шнейдером во Франции и Коккерилем в Бельгии. Более 40 тыс. рабочих, оборот, превышающий 20 млн. руб. в год, 38 мастерских, более 100 десятин земли общей площади – кто в России мог похвастаться такими параметрами? А если добавить разнообразный производственный ассортимент, наличие мощных инженерных кадров, высококвалифицированных рабочих и добрых традиций, и то, что продукцию предприятия украшали 3 государственных герба, можно было понять желание преемника. Кроме того, была развитая социокультурная инфраструктура: каменная церковь, больница на сто коек, амбулатория, аптека, школа, библиотека, трехлетние классы рукоделия для девочек, курсы черчения для взрослых. Также можно было назвать свой театр, парк, дом для служащих, общество потребителей и ссудосберегательную кассу. Какое современное предприятие может сравниться в этом отношении с Путиловским заводом? Общество Путиловских заводов владело тремя небольшими предприятиями в Финляндии и Невским заводом в Питере. Несмотря на частые спады производства, к началу века объем выпускаемой продукции возрос в 5 раз, а число рабочих – в 4 раза. Трехдюймовая пушка, выпущенная на головном предприятии, составляла основу вооружения полевой артиллерии и считалась непревзойденной по сравнению с другими образцами. Может, поэтому за «сферу влияния» на «Общество Путиловских заводов» боролись такие известные фирмы, как «Шкода», «Блом и Фосс», Шнейдер и Крупп. Но судьба выбрала Алексея Ивановича, и в 1910 г. он стал владельцем флагмана российского машиностроения. 3. Возрождение Путиловского завода Алексей Иванович принял завод в тяжелое для страны время. Продукцию предприятия опечатали за долги, и она валялась по всей территории. Дивидендов акционеры за 1908 год вообще не получили. Но подобные трудности А.И. Путилова не смутили, и он взялся за работу.Как и раньше, банк назначил его членом правления, учитывая важность дела. В тот же год завод, по протекции А.И. Путилова, получил госзаказ на артиллерию, а уже в следующем году он добился разрешения на выпуск новых акций в размере 13 млн. руб., которые реализовали крупнейшие финансовые гиганты России: Русско-Азиатский международный, Санкт-Петербургский частный коммерческий банки, а также Русский банк внешней торговли. Так начиналось возрождение Путиловского, инициатором и главным действующим лицом которого стал Алексей Иванович.В 1912–1913 гг. в развитие производства было вложено 30 млн. руб. при общей стоимости имущества в 19 миллионов. В 1913 г. Общество уже владело комплексом Путиловских заводов, Невским и судостроительными верфями. Председателем АО, в котором числилось 109 крупных пайщиков, стал сам А.И. Путилов. Прибыль с одного миллиона рублей возросла до трех, на каждую акцию выплачивалось по 6 руб. дивидендов. В 1913 г. были выделены деньги на содержание больницы и родильного приюта, которые нуждались в коренном переустройстве, а также прибавлено жалованье рабочим. За год построено было крупное судостроительное предприятие, весь завод электрифицировали. Ожидали крупный госзаказ на постройку военных кораблей согласно программе воссоздания Балтийского флота, погибшего во время войны с Японией. Так что работой завод был обеспечен, и акционерам было выгодно видеть во главе предприятия умного, энергичного и очень делового человека, владеющего большим количеством акций.Очевидцы утверждают, что, обладая титанической работоспособностью, А.И. Путилов посвящал работе все свое время. И в то же время он вел скромный образ жизни и практически ничего не тратил на свои нужды. Вспоминают, что он одевался скромно и мог дотошно торговаться с извозчиками, но это не мешало ему видеть далеко вперед и мечтать о «русском Круппе». 4. Славу надо добывать постоянно В мире в то время было неспокойно. Как сказали бы позже, «в воздухе пахло грозой», и Алексей Иванович, будучи аналитиком, не мог не понимать, что война неизбежна. Поскольку тогда самым грозным видом оружия считалась артиллерия, то и российские пушки должны быть самыми мощными. Но А.И. Путилов был реалистом, и потому доказывал, что без сильной армии нет мощного вооружения, а для этого нужно было укреплять материально-техническую базу армии. Поэтому он принял участие в конкурсе на создание дальнобойной пушки 14-го калибра. В случае победы началось бы ее серийное изготовление по госзаказу.Можно сказать, что этот тендер вылился в соперничество основных банковских структур. О перипетиях этой межбанковской борьбы следовало бы говорить подробнее, но формат газетного материала не позволит воспроизвести этот сюжет в стиле В. Пикуля. Отметим только, что А. Путилов приобрел в тот период знания производителя оружия в самых разных направлениях, а попутно стал хозяином убыточного Невского завода.Там разместили металлургическую базу, а корабли для российского флота строились на новой верфи. Как видите, Алексей Иванович готовился фундаментально. Имея несгибаемый характер, он вступал в схватки с иностранными конкурентами, а также для «смазывания» корыстолюбивой бюрократической системы главбух на заводе даже специальную амбарную книгу завел для регистрации расходов на взятки. Как видим, коррупция в России процветала и в то время.Но А.И. Путилов сумел доказать свою правоту, и в 1913 г. в стране построили 50 новых кораблей. Только на его прославленной верфи было спущено со стапелей два небольших крейсера «Адмирал Спиридонов» и «Адмирал Бутаков». Все оборудование и аппаратура на российских судах были по последнему слову техники – ведь путиловские мастерские считались самыми современными для тех времен в России, а заводы – главными. Алексей Иванович добился своей цели и завоевал славу, которую трудно зачеркнуть и поныне. Продолжив традиции своего однофамильца–предшественника, А.И. Путилов приумножил славу Отечества, которому служил всю свою жизнь. И поэтому название «Путиловский завод» осталось как материальный памятник людям, укреплявшим российскую промышленность, но, к сожалению, в советское время об этом старались умалчивать. Хотя обоих Путиловых можно назвать атлантами, державшими на своих плечах российскую тяжелую промышленность. Ведь славу империи в первую очередь создают все же паровозы, пароходы и т.д. – все то, что называется индустриальной мощью державы. С этим тезисом нельзя не согласиться. Источник: http://dp.penza.net/dpn/art/archives/00001473.html