Николаевских Заводов и Верфей Акционерное Общество Судостроительная компания, основана в результате постройки в 1895—98 в Николаеве Херсонской губ. верфи с мастерскими. На предприятии могли одновременно строиться четыре крупных корабля броненосного типа или восемь средних крейсеров, а специальные мастерские были в состоянии полностью оборудовать их. Завод имел также восемь специальных цехов, где производились артиллерийские башни, снаряды, паровозы, вагоны, железнодорожные мосты. Являлся единственным крупным заводом военного судостроения на Черном море, поскольку к кон. XIX в. частное судостроение на юге России почти отсутствовало (за исключением небольших заводов «Вадона» в Херсоне и «Беллино-Фендерих» в Одессе). До 1902 завод работал в убыток, что было связано с экономическим кризисом в стране. В 1902 в связи с полученным от казны заказом на строительство пяти миноносцев (водоизмещением 400 тонн) и четырех эсминцев (600 тонн) количество рабочих было увеличено с 1930 до 2710 человек; прибыль за 1903— 04 составила 800 тыс. руб. (чистая —400 тыс. руб.). В 1905—06 чистая прибыль сократилась до 250 тыс. руб. Владелец предприятия — бельгийское анонимное общество («Наваль») — попыталось поправить дела путем покупки находившегося по соседству Черноморского механического общества (принадлежало французским предпринимателям; насчитывало 2000 рабочих, строило паровозы и вагоны, производило снаряды), однако эта мера не улучшила положения. В 1910 кредиторы подали прошение в Петербургский биржевой комитет об установлении по делам общества администрации сроком на четыре года. В 1911 в Париже было учреждено новое, французское анонимное общество Николаевских заводов и верфей, в которое с русской стороны вошли Русско-Азиатский и Петербургский частный коммерческий банки. В 1912 в результате острой конкурентной борьбы предприятие перешло под контроль Петербургского международного банка, а само общество было преобразовано из французского в русское, с основным капиталом 7 млн. руб. (24 тыс. акций по 187 руб. 50 коп. и 25 тыс. акций по 100 руб.). С этого времени общество действовало совместно со своим бывшим конкурентом — Русским судостроительным акционерным обществом (контролировалось Петербургским международным банком), что позволило увеличить производственно-технический уровень работы обеих фирм. Правление: Г. А. Блох (состоял членом совета Петербургского международного банка, входил также в руководство тринадцати компаний), Я. С. Авдаков, К. П. Боклевский, Л. Э. Гибер (член совета Русско-Азиатского банка, состоял в руководстве четырех компаний), И. Ф. Бострем, Б. Н. Троицкий-Сенютович, А. А. Вельский, Д. Ф. Крукстон, Э. Франки, И. И. Яблонский.