М.: Тип., И.Н. Кушнерев и Ко, 1914.
[6], 304, [6] с., 32 л. ил.; 20,8 × 16,4 см.
Обложка и виньетки работы художника Ф.И. Захарова.
Бернгард (Борис) Николаевич Бухгейм (1885-1957) – известный московский искусствовед. Окончил историко-филологический факультет Московского университета и факультет истории искусства Мюнхенского университета. После 1917 г. работал в системе советской книжной торговли. Итальянские очерки Бориса Бухгейма выросли из беглых путевых набросков. Бухгейм, будучи профессиональным искусствоведом, именно с этой точки зрения описывал свои путешествия. Здесь практически нет «посторонних» наблюдений, например, за повседневной жизнью тех или иных городов, которые посетил автор, или «туристических» зарисовок. Все внимание приковано к памятникам архитектуры, скульптуры и живописи.
В центре внимания автора в основном великие города Северной и Центральной Италии. Б.Бухгейм представил в очерках и «лики» Флоренции, Перуджи, Сиены, Венеции, Милана, а также в отдельности глубокие характеристики наиболее выдающихся шедевров итальянского искусства – таких, как виллы Боргезе и Медичи, дворец Питти, Сикстинская капелла, музеи Ватикана, галерея Уффици, фрески Рафаэля или живопись Кастаньо. Ценность очерков в том, что живопись, архитектура и скульптура, от поздней античности до барокко, описаны в них во взаимосвязи форм и времен, течений и школ. Поэтому книгу Бориса Бухгейма можно назвать не только путеводителем, при этом предназначенным для увлеченного и подготовленного читателя, но и одним из заметных трудов в русской литературе по истории итальянского искусства.