(пусто)

Виолле-Ле-Дюк Е. Русское искусство. Его источники, его составные элементы, его высшее развитие.

Виолле-Ле-Дюк Е. Русское искусство. Его источники, его составные элементы, его высшее развитие. ― ООО "Исторический Документ"
40000 руб.

Виолле-Ле-Дюк Е. Русское искусство. Его источники, его составные элементы, его высшее развитие.

 

Антикварная книга «Русское искусство» (французское издание – 1877 г., русский перевод -1879 является одним из главных трудов Виолле-ле-Дюка.

 

Описание

Автор, широко используя разнообразные источники, продемонстрировал своеобразие русской художественной культуры, показал его оригинальность и самоценность, которую не видели многие отечественные знатоки и критики, чье эстетическое чувство было ориентировано на античные и западные образцы.

Из предисловия: «… известный французский ученый архитектор и знаток искусств, Е. Виолле-ле-Дюк, одарил нас роскошно изданным в Париже, в 1877 году, сочинением.., в котором самостоятельность нашего искусства была впервые систематически доказана и торжественно провозглашена. После столь важной, оказанной нам иностранцем, заслуги – к явному преуспеянию родного искусства, - казалось бы, нам, русским, оставалось выразить Виолле-ле-Дюку самую задушевную горячую признательность, что и действительно заявлено было многими;- но, к сожалению, наиболее известный и уважаемый наш ученый археолог, Федор Иванович Буслаев, отнесся совсем иначе к этому нерусскому ревнителю русского искусства, что побудило нас сказать в этой книге свое слово о русском искусстве вообще и об отношениях к нему гг. Виолле-ле-Дюка и Ф. И. Буслаева.»   

Виолле-ле-Дюка всегда интересовали общие закономерности искусства, он стремился изучать своеобразие национальных художественных школ, выяснить их истоки и взаимовлияния. Именно этим вызван его интерес к теме средневековой художественной самобытности. Автор обращается к разнообразным сторонам русского искусства: орнаменту, древнерусской церковной архитектуре, декоративной живописи, прикладному искусству. Виолле-ле-Дюк говорит о непреходящей ценности православия для исторического развития русского искусства. Вера и патриотизм, по его словам, были нераздельными понятиями для человека Древней Руси. Большое место в книге уделено исследованию источников русского искусства. Для их лучшего понимания автор приводит общие сведения об истории славянских племен в эпоху раннего средневековья, их расселении, а также об их соседях. Виолле-ле-Дюк выявляет влияния, оказанные на русское искусство другими культурами: византийской, романской, персидской, армянской, индийской и пр. Подробно автор останавливается на особенностях византийского искусства, которое, само представляя собой чрезвычайно сложное и пестрое смешение различных традиций, наложило сильнейший отпечаток на русское искусство. В свою очередь древнерусское искусство преобразовывало чужеродные элементы во что-то новое и по-своему уникальное. По мнению исследователя, наивысший расцвет национального искусства пришелся на XVI - начало XVII века, когда оно сформировалось как нечто цельное, вместе с образованием единого централизованного государства. В дальнейшем, уже с конца XVII века, оно начинает отпадать от своих истоков, все больше обращаясь к западным образцам, подражая им, что стало, по мнению ученого, шагом назад в развитии. Книга тем была важнее, что она совпала с пробуждавшимся в то время интересом к отечественным художественным древностям, одним из проявлений которого был псевдорусский стиль образца 70-80-х гг. XIX в.

 

Характеристики

  • Артикул:if
  • Авторы:Виолле-Ле-Дюк Е.
  • Издатель:Типография А. Гатцука
  • Год издания:1879
  • Формат/Размер (см):18 х 25,5
  • Кол-во страниц:318
  • Переплет:владельческий полукожаный того времени